Светлана Владимировна знакомит детей с бассейном
Обучающие занятия в бассейне с детьми начинаются со старшей группы. Длительность занятия составляет 25 минут.
Инструктор выполняет с детьми в игровой форме ряд различных упражнений, направленных, прежде всего, на укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку — умению самостоятельно держаться на поверхности воды.
Регулярное плавание в бассейне – залог крепкого иммунитета и правильного физического развития малышей. Игры, обучающие занятия и развлекательные мероприятия на воде признаны наиболее полезными спортивными упражнениями.
Они способствуют:
— закаливанию и укреплению иммунитета
— формированию правильной осанки
— укреплению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, профилактике плоскостопия
— повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации
— улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций
Регулярное плавание рассматривается педиатрами в качестве эффективного вида лечебной физкультуры. В результате таких занятий укрепляется сердечно-сосудистая система, повышается общий тонус. Врачи отмечают высокие темпы развития дыхательной системы (органы, мускулатура), согласованность движений, повышение подвижности грудной клетки, а также увеличение емкости легкого. Кроме того, благодаря воздействию подъемной силы, в ходе купания укрепляется позвоночник.
Перед посещением бассейна детей осматривают в медицинском кабинете.
Разминка перед плаванием
Качаем пресс
Закрепление правил бассейна.
Игра «Подружись с водичкой»
Обливаемся водичкой Игра «Кто быстрей найдёт домик»
Свободное плавание
Слушаем внимательно задание Погружение до подбородка
Игра «Морской бой»
Все игроки становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Участники начинают брызгать водой в партнера. Выбывают из игры те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.
Игра «Считалка»
Занятие направлено на развитие у ребенка навыков подводного плавания. Это позволит ребенку психологически подготовиться к окунанию под воду с головой и избежать паники. Участники делятся на пары. Один из каждой мини-команды приседает, чтобы голова оказалась под водой, и открывает глаза. Второй игрок показывает ему под водой (на расстоянии 40 см от глаз) руку с несколькими зажатыми пальцами. Поднявшийся из воды партнер должен ответить, сколько он увидел пальцев.
Для этой спортивной игры в бассейне нужен мячик и две команды игроков, в каждой их которых должно быть минимум по 3-4 игрока (так интереснее). Ребята становятся в две колонны. Исходное положение – ноги шире плеч. В каждой команде игроки становятся на расстоянии 1 шага друг от друга. По команде учителя капитаны (первые в шеренге) наклоняются и передают между ног (т.е. под водой) мячик участнику, который стоит следующим в колонне. Ребенок, получивший мяч последним, бежит вместе со снарядом во главу шеренги. Игра продолжается. Победителем становится та команда, капитан которой раньше других капитанов окажется вновь в начале колонны.
Игра «Кто выше прыгнет»
Дети разводят руки в стороны ладошками вниз. По команде игрока участники должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись от дна бассейна ногами и одновременно опуская руки вниз, чтобы помочь более сильному толчку. Побеждает тот, у кого получилось прыгнуть выше всех.
Игра «Быстрая тройка»
Дети разбиваются на команды по 3 человека. Двое из трех держат за концы палку длиной около 1 м, а третий хватается за ее середину. По сигналу ведущего дети, держащие палки, начинают шагать вперед по дну, а остальные участники троек ложатся на воду и работают ногами кролем. Побеждает та команда, которая первой достигнет финиша – противоположного бортика бассейна или другого отмеченного ориентира.
Игра «Собачки»
Эта игра в бассейне с мячом работает на развитие координации и тактических навыков. Минимальное количество детей – 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.
Игра «Искатели сокровищ»
Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди начинают нырять за «сокровищами». Победителем становится тот игрок, которому за один раз удалось добыть больше всего предметов.
Игра «Карлики и великаны»
Дети находятся по пояс в воде. Учитель подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.
Игра «Пятнашки»
Эта игра на воде в бассейне представляет собой аналог любимых детворой салочек. Участники становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки от ведущего. Вода по сигналу учителя начинает пытаться осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Находиться радом с только что вынырнувшим игроком, чтобы сразу же его «поймать», нельзя. Осаленный участник сам становится водой.
Игра «Мячик в домике»
Дети делятся на две команды и становятся у противоположных бортиков лицом друг к другу. Бортик играет роль «дома», который следует защищать. Тренер бросает на середину бассейна мяч, а игроки, подплывая к нему, должны постараться завладеть снарядом. Цель задания – члены команды, перебрасывая друг другу мяч, должны приблизиться к «домику» противника и коснуться им бортика. Длительности игры – 10 минут. Та команда, которая за это время сумеет больше всего раз коснуться мячом чужого «домика» побеждает.
Игра «Водный баскетбол»
На поверхность воды кидается надувной круг. Дети становятся в ряд, держа в руках небольшие мячики. Каждый ребенок начинает по очереди кидать в круг снаряд, стараясь попасть – на это ему отводится 3 попытки. Выигрывает тот игрок, который больше всех попал в цель.
При организации подвижных игр в бассейне или в условиях природного водоема, следует учитывать, хорошо ли умеют дети плавать. Если нет, то все занятия обязаны проводиться по пояс в воде. Не лишне является использование таких средств защиты, как надувные круги и нарукавники. Один или несколько взрослых должны непременно следить за процессом и ни в коем случае не оставлять малышей без присмотра.
- Знакомство с доской для плавания
- Игры с мячами
АТРАКЦИОНЫ НА ВОДЕ
Насос
Стоя в воде по пояс, лицом друг к другу, взявшись за руки. 1. По сигналу – один ребёнок садится на корточки, другой стоит в основной стойке. 2. Первый ребёнок встаёт, второй садится.
Поплавок
Стоя в воде, вдохнуть воздух, а затем присесть, обхватив руками колени и пригнув голову. Поднявшись спиной вверх, не торопясь, выдыхать воздух в воду, пуская пузыри. Стараться как можно дольше продержаться таким «поплавком» — насколько хватит дыхания.
Скользящая стрела
Стоя в воде по грудь лицом к берегу, вытянуть руки вперёд, сложив ладони «плотиком». Оттолкнувшись ногами от дна, проскользнуть «водной стрелой» по поверхности воды по направлению к берегу. Лицо при этом должно быть опущено в воду.
Медуза
Глубина воды по пояс. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду, потом всплывает – руки и ноги в стороны. Лежать на воде нужно без движения.
Звёздочка
Стоя в воде по грудь лицом к берегу, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, лечь на воду.
Подвижные игры на воде
Роботы
Играющие стоят в бассейне. Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами превратимся в умных роботов, которые чётко умеют выполнять команды. Я буду подавать команды, а вы будете их выполнять. Но только тогда, когда я скажу слово «Делай!». Если я этого слова не произнесу, то роботы команды не выполняют. Какое слово нужно произнести, чтобы вы выполнили команду? Запомнили? Тогда начинаем играть:
— Делай руки вверх!
— Делай руки в стороны!
— Опустите руки! (Команда не выполняется)
— Делай присесть!
— Выпрямиться! И т.д.»
Ведущий отмечает самых внимательных игроков, объявляя их победителями.
Морской бой
Правила игры предваряются сказкой: «В море – океане ловко снуют по глади вод катера и яхты, пароходы и скутеры. Они день и ночь перевозят грузы и пассажиров, оставляя за кормой пенистый след. Стараются, трудятся кораблики. И только коварные пираты не дают им спокойно жить и работать. То груз отнимут, то экипаж в плен возьмут. Решили кораблики дать отпор коварным захватчикам. Зарядили водяные пушки и что есть мочи дружно ответили залпом по кораблям нападающих. Пошли ко дну пиратские суда, и снова стало синее море спокойное и безопасное. Давайте мы с вами превратимся в кораблики, а вместо пиратских кораблей мы дадим отпор бумажным (пластмассовым) судам».
Дети стоят на дне бассейна, высота воды не выше груди. Одной рукой разрешается держаться за бортик. По команде взрослого дети свободной рукой начинают постукивать по воде так, чтобы брызги летели на бумажные кораблики, а вода относила их к противоположному бортику бассейна. Брызги не должны лететь соседу в лицо. Победитель определяется по количеству брызг и меткости полёта.
«Утята и щука»
Инструктор по плаванию перед игрой рассказывает детям: «на лесном проточном озере, посреди густого леса жили – были утята. Они жили – поживали, добра наживали. Днём плавали по озеру, играли в догонялки, искали на обед мелких рачков, а после обеда чистили хвостики и сладко спали, греясь на солнышке. Но однажды завелась в озере щука. Увидела она утят – и давай ловить! «Эх, — говорит, — проглочу!» Еле – еле удалось утятам вырваться из пасти зубастой хищницы. Вернулись утята на бережок и заснули.
Давайте поиграем в утят и щуку. Сначала я буду щукой, а потом и кто – то из вас».
Игроки встают в воде в шеренгу, спиной к бортику бассейна. У каждого за пояс плавок заткнут платок. Посередине бассейна в обруче – ведущий («щука»). Услышав слова: «День! Выходите, утята, плывите на озере», дети ходят и прыгают по дну бассейна, имитируя повадки утят (чистят пёрышки, машут крылышками, ищут рачков, крякают и т.п.). По сигналу «Берегитесь: щука плывёт. Эх, проглочу!» игроки пытаются занять своё место у бортика бассейна, стараясь чтобы щука не выхватила у них платок. Если щуке это удаётся, происходит смена водящего. Победителями игры становятся дети, которым на протяжении нескольких конов удалось сохранить платок.
«Окунь в сети»
«Хорошо рыбкам в реке живётся, можно плавать и нырять, вкусный корм на дне искать. Да только вот беда, если сам чье – то добычей станешь. Расставит рыболов сети – держись тогда рыбёшка, окуни да пескари. Того и гляди – в уху угодишь!
Давайте и мы поиграем в то, как окунь зазевался да в сети попал. Интересно, удастся ли ему из сети выбраться на волю», — говорит инструктор по плаванию.
Из числа играющих выбирается «окунь», он встаёт в центре круга («сети»), который образуют дети, взявшись за руки и повернувшись спиной к середине. Окунь должен выбраться из сети, проскользнув под руками игроков. Ребята, изображающие сеть, мешают ему это сделать: приседают или наклоняются. Хватать руками окуня или толкать его запрещается! Если окунь выберется, то пропустивший его игрок назначается новым водящим, и игра продолжается.
Хождение по дну
Уровень воды в бассейне – по пояс или по грудь. Дети встают в колонну вдоль длинного бортика по росту, впереди самый маленький. По сигналу инструктора начинают движение вокруг бассейна, выполняя несколько заданий. Варианты заданий:
-
«ходьба по скале»: идти друг за другом, перебирая руками по борту;
-
«ледокол»: идти друг за другом, выставив одну руку вперёд;
-
«лодочка на вёслах»: идти друг за другом, помогая гребковыми движениями рук от себя;
-
«на парусе»: идти друг за другом бесшумно на носках;
-
«великаны»: идти на носках, руки подняты вверх;
-
«карлики»: идти в полуприседе, руками выполнять гребковые движения брасом перед собой;
-
«акула»: идти, наклонившись по пояс, спина прямая, руками выполнять движения как при плавании кролем.
Будущие пловцы! С таким инструктором все золото будет нашим!