Конспект НОД по обучению основам грамоты

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО

 ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

№4 «СОЛНЫШКО»

 

Дата проведения: 14.04.2009г.

Подготовила и провела: Н.И.Лапина

МДОЙ ЦРР д/с «Танюша»

2009г.

Программное содержание:

Закрепить понятие – предложение (предложение состоит из одного и более слов). Учить составлять предложения с заданным количеством слов (5-6), согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Закрепить знания детей о слове (предложения состоят из слов, слова делятся на слоги), продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; называть слова с заданным звуком «А» (в начале, середине, конце).

Закрепить отличие звука от буквы (звук – произносим, слышим; букву пишем, видим), знания о звуках (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, ударные, безударные, обозначаемые фишками:

— мягкие согласные – зелёными фишками;

— твёрдые согласные – синими фишками;

— гласные безударные – красными фишками;

— гласные ударные – чёрными фишками.

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова «дерево».

Развивать любознательность, организованность, речевое дыхание, артикуляционный аппарат; психологические процессы: память, воображение, мышление, связную речь детей. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу познания, желание как можно больше знать об окружающем.

Обогащение словаря:

школьные принадлежности, Сургутский район.

Активизация словаря:

предложение, слово, дерево, слог, звук, буква, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, ударный, безударный, Россия, посёлок  Фёдоровский.

Предварительная работа:

беседы: о России, о Москве, о Сургуте, о п.Фёдоровский, о д/с «Танюша»; рассматривание иллюстраций: «Сургут», «Посёлок, в котором я живу»; чтение литературы; проведение занятий по р/р и обучение основам грамоты; составление предложений, деление слов на слоги, придумывание слов с определённым звуком (в начале, середине, конце слова), звуковой анализ слов, рассматривание альбомов, плакатов, карт-атласов, работа сос схемами, составление рассказов: из личного опыта, по картинам, описательны рассказов.

Материал к занятию:

Конверты с заданиями, пеналы с фишками, карточки с изображением «дерева», простые карандаши, заготовки для игры «Закончи рисунок».

Этапы занятия Ход занятия Работа с детьми
Организационный момент(Проблемная ситуация) (Дети здороваются с гостями)Нас, ребята, сейчас ждут удивительные задания. К нам пришли в гости учителя со школы, вот они то и нам и принесли. Но сначала поиграем с вами в игру. Вы согласны? Создание эмоционального комфорта для детей. Формирование уверенности, желание показать себя с хорошей стороны.
Дети садятся на стульчики полукругом Для того чтобы нас все слышали, понимали мы сделаем зарядку для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика (чёткое произношение скороговорки «Кто хочет разговаривать») «Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно»

Установка (концентрация внимания детей на выполнение первого задания).
Первый конверт с заданием  А теперь внимание! Для выполнения заданий нужно быть внимательным и старательным.- Ребята, в этом конверте вопросы на которые надо ответить. Развивать способность детей слушать внимательно задание и чётко выполнять его.
Вопросы к детям — Как называется страна, в которой мы живём?- Как называется наш район?

— Как называется посёлок, в котором мы живём?

-Как называется д/с, в который вы ходите?

— Как называется группа, в которую вы ходите?

— Как зовут твоего друга или подругу?

Развитие памяти, внимания, связной речи. 

 

Добиваться полного развёрнутого ответа

( 5-6 слов в предложении)

Второй конверт с заданиями  В этом конверте ребята три задания.
(Первое задание второго конверта) Итак, первое задание.Сейчас я буду называть слова, а вы мне скажете, какое слово начинается со звука «А»:

— Утка, аист, индюк»

Осы, Ира, Апрель;

Гуси, осень, ирис;

-Апельсин, мандарин, банан.

Установка (концентрация внимания детей на выполнение второго задания).Развитие сообразительности, внимания, слуха.
Второе задание второго конверта Я так же буду называть вам слова, а вы мне скажете, в каком слове звук «А» прячется в середине слова?- Сом, лук, мак;

— Сыр, класс, рис;

— Нос, стол, пол;

— Мел, лак, рак.

Развитие внимания, слухового восприятия, мышления.
Третье задание второго конверта А в этих словах найти  звук «А» в конце слова:- Весна, беги, весело;

— Ведро, столы, рука;

— Пальто, коньки, часы;

— Ложка, мама, школа.

Игра с мячом «Назови младшего брата» Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети мягкий согласный звук. Добиваться чёткого и внятного произношения мягких звуков.
Третий конверт с заданием А сейчас мы поиграем в интересную игру «Продолжи предложение»Все ребята, приготовились? Установка (концентрация внимания детей на выполнение третьего задания). 
Игра «Продолжи предложение» 

Вопросы к детям

— Сахар сладкий, а перец…-Дорога широкая, а тропинка…

-Пластилин мягкий, а камень…

— Кисель густой, а компот…

-Заяц бегает быстро, а черепаха ползёт…

-Днём светло, а ночью…

— Яблоки могут быть мелкими и …

— Звери бывают смелые и …

Учить детей продолжать вторую часть предложения.Развивать интерес к игре, связную речь детей, сообразительность, смекалку.
Четвёртый конверт с заданием (стоя возле мольберта) 

Вопросы к детям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление детьми предложений со словом «Дети»

А в этом конверте ещё что – то интересное! Здесь перемешались звуки (Д, Е, Т, И) – какое — то слово надо из этих звуков сложить. Предположительные ответы детей: дети.А как вы думаете, чем отличается буква от звука?

Предполагаемые ответы детей:

Звук – произносим и слышим;

Букву – пишем и видим.

Молодцы, ребята!

— Как вы думаете, что такое предложение?

— Какими они бывают?

— Какие предложения называют простыми?

— Какие предложения называют сложными?

А давайте ребята попробуем со словом «Дети» составить предложения!

Предполагаемые ответы детей:

— Осторожно, дети!;

— Дети пришли в детский сад.;

— Дети вышли на прогулку.;
Дети весело играют в игру.

Молодцы, ребята! Вы у меня такие умные!

Установка (концентрация внимания детей на выполнение четвёртого задания).   Развитие сообразительности.
Гимнастика для глаз «Дорога от детского сада до дома» (следить за пешеходом) Развитие зрительных функций
Пятый конверт с заданием 

Сидя за столами

 

 

Вопросы к детям

А здесь ребята загадка. Отгадаем её?«Много рук, одна нога». Так вот ещё что! Мы с вами произведём звуковой анализ этого слова.

 

 

— Из чего состоит слово «Дерево?»

( из слогов)

— Сколько слогов в слове «Дерево?»

— Из чего состоят слоги?

— Какие бывают звуки?

— Как произносятся гласные звуки?

— Как произносятся согласные звуки?

— Какими бывают согласные звуки?

— Какими бывают гласные звуки?

— Какими фишками отмечают твёрдые согласные звуки?

_ Какими фишками отмечают мягкие согласные звуки?

— Какими фишками отмечают гласные звуки?

 

 

 

Установка (концентрация внимания детей на выполнение пятого задания).

Развивать память, мышление, речь.

 

 

Обратить внимание на осанку детей.

 

 

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными развёрнутыми предложениями.

Дыхательная гимнастика «Глубокий вдох –Медленный выдох;

Глубокий вдох –

Отрывистый выдох;

Глубокий вдох –

Быстрый выдох».

Развитие дыхательных функций.
Звуковой анализ слова «Дерево» Ну, а теперь мы с вами произведём звуковой анализ слова «Дерево»(звуковой анализ слова)

— Молодцы, ребята, все справились хорошо!

Добиваться чёткого произношения звуков.Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Физкультминутка «Голова, чтоб не болелаЕю вращаем вправо, влево.

(вращение головой)

А теперь руками крутим

И для них разминка будет

(махи прямыми руками вперёд).

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо, влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки,

А теперь –

Конец разминки!»

Развитие двигательной активности детей.
Шестой конверт с заданием 

 

 

А в этом конверте ребята, какое – то непонятное задание. Ах, вот это что?Здесь надо закончить  три рисунка школьных принадлежностей, то есть, тех предметов, которые нужны для школы. Развитие творчества, фантазии, сообразительности и смекалки. 

 

 

Работа в тетрадях «Закончи рисунок» (Выполнение работы в тетрадях) Продолжать учить детей правильно держать карандаш в руке.
Итог занятия А, давайте ребята наши рисунки подарим нашим дорогим учителям. 

Ребята, понравилось вам выполнять задания?

А как вы думаете, справились мы с ними?

Молодцы, ребята, вы у меня такие хорошие!

Развивать желание дарить подарки, делать приятное другим.

 


Поделиться

Комментарии к посту «Конспект НОД по обучению основам грамоты»

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code