КОНСПЕКТ
ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО
ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
№4 «СОЛНЫШКО»
Дата проведения: 14.04.2009г.
Подготовила и провела: Н.И.Лапина
МДОЙ ЦРР д/с «Танюша»
2009г.
Программное содержание:
Закрепить понятие – предложение (предложение состоит из одного и более слов). Учить составлять предложения с заданным количеством слов (5-6), согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Закрепить знания детей о слове (предложения состоят из слов, слова делятся на слоги), продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; называть слова с заданным звуком «А» (в начале, середине, конце).
Закрепить отличие звука от буквы (звук – произносим, слышим; букву пишем, видим), знания о звуках (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, ударные, безударные, обозначаемые фишками:
— мягкие согласные – зелёными фишками;
— твёрдые согласные – синими фишками;
— гласные безударные – красными фишками;
— гласные ударные – чёрными фишками.
Закрепить умение проводить звуковой анализ слова «дерево».
Развивать любознательность, организованность, речевое дыхание, артикуляционный аппарат; психологические процессы: память, воображение, мышление, связную речь детей. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу познания, желание как можно больше знать об окружающем.
Обогащение словаря:
школьные принадлежности, Сургутский район.
Активизация словаря:
предложение, слово, дерево, слог, звук, буква, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, ударный, безударный, Россия, посёлок Фёдоровский.
Предварительная работа:
беседы: о России, о Москве, о Сургуте, о п.Фёдоровский, о д/с «Танюша»; рассматривание иллюстраций: «Сургут», «Посёлок, в котором я живу»; чтение литературы; проведение занятий по р/р и обучение основам грамоты; составление предложений, деление слов на слоги, придумывание слов с определённым звуком (в начале, середине, конце слова), звуковой анализ слов, рассматривание альбомов, плакатов, карт-атласов, работа сос схемами, составление рассказов: из личного опыта, по картинам, описательны рассказов.
Материал к занятию:
Конверты с заданиями, пеналы с фишками, карточки с изображением «дерева», простые карандаши, заготовки для игры «Закончи рисунок».
Этапы занятия | Ход занятия | Работа с детьми |
Организационный момент(Проблемная ситуация) | (Дети здороваются с гостями)Нас, ребята, сейчас ждут удивительные задания. К нам пришли в гости учителя со школы, вот они то и нам и принесли. Но сначала поиграем с вами в игру. Вы согласны? | Создание эмоционального комфорта для детей. Формирование уверенности, желание показать себя с хорошей стороны. |
Дети садятся на стульчики полукругом | Для того чтобы нас все слышали, понимали мы сделаем зарядку для нашего язычка. | |
Артикуляционная гимнастика (чёткое произношение скороговорки «Кто хочет разговаривать») | «Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, И будем выговаривать, Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно» |
Установка (концентрация внимания детей на выполнение первого задания). |
Первый конверт с заданием | А теперь внимание! Для выполнения заданий нужно быть внимательным и старательным.- Ребята, в этом конверте вопросы на которые надо ответить. | Развивать способность детей слушать внимательно задание и чётко выполнять его. |
Вопросы к детям | — Как называется страна, в которой мы живём?- Как называется наш район?
— Как называется посёлок, в котором мы живём? -Как называется д/с, в который вы ходите? — Как называется группа, в которую вы ходите? — Как зовут твоего друга или подругу? |
Развитие памяти, внимания, связной речи.
Добиваться полного развёрнутого ответа ( 5-6 слов в предложении) |
Второй конверт с заданиями | В этом конверте ребята три задания. | |
(Первое задание второго конверта) | Итак, первое задание.Сейчас я буду называть слова, а вы мне скажете, какое слово начинается со звука «А»:
— Утка, аист, индюк» Осы, Ира, Апрель; Гуси, осень, ирис; -Апельсин, мандарин, банан. |
Установка (концентрация внимания детей на выполнение второго задания).Развитие сообразительности, внимания, слуха. |
Второе задание второго конверта | Я так же буду называть вам слова, а вы мне скажете, в каком слове звук «А» прячется в середине слова?- Сом, лук, мак;
— Сыр, класс, рис; — Нос, стол, пол; — Мел, лак, рак. |
Развитие внимания, слухового восприятия, мышления. |
Третье задание второго конверта | А в этих словах найти звук «А» в конце слова:- Весна, беги, весело;
— Ведро, столы, рука; — Пальто, коньки, часы; — Ложка, мама, школа. |
|
Игра с мячом «Назови младшего брата» | Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети мягкий согласный звук. | Добиваться чёткого и внятного произношения мягких звуков. |
Третий конверт с заданием | А сейчас мы поиграем в интересную игру «Продолжи предложение»Все ребята, приготовились? | Установка (концентрация внимания детей на выполнение третьего задания). |
Игра «Продолжи предложение»
Вопросы к детям |
— Сахар сладкий, а перец…-Дорога широкая, а тропинка…
-Пластилин мягкий, а камень… — Кисель густой, а компот… -Заяц бегает быстро, а черепаха ползёт… -Днём светло, а ночью… — Яблоки могут быть мелкими и … — Звери бывают смелые и … |
Учить детей продолжать вторую часть предложения.Развивать интерес к игре, связную речь детей, сообразительность, смекалку. |
Четвёртый конверт с заданием (стоя возле мольберта)
Вопросы к детям
Составление детьми предложений со словом «Дети» |
А в этом конверте ещё что – то интересное! Здесь перемешались звуки (Д, Е, Т, И) – какое — то слово надо из этих звуков сложить. Предположительные ответы детей: дети.А как вы думаете, чем отличается буква от звука?
Предполагаемые ответы детей: Звук – произносим и слышим; Букву – пишем и видим. Молодцы, ребята! — Как вы думаете, что такое предложение? — Какими они бывают? — Какие предложения называют простыми? — Какие предложения называют сложными? А давайте ребята попробуем со словом «Дети» составить предложения! Предполагаемые ответы детей: — Осторожно, дети!; — Дети пришли в детский сад.; — Дети вышли на прогулку.; Молодцы, ребята! Вы у меня такие умные! |
Установка (концентрация внимания детей на выполнение четвёртого задания). Развитие сообразительности. |
Гимнастика для глаз | «Дорога от детского сада до дома» (следить за пешеходом) | Развитие зрительных функций |
Пятый конверт с заданием
Сидя за столами
Вопросы к детям |
А здесь ребята загадка. Отгадаем её?«Много рук, одна нога». Так вот ещё что! Мы с вами произведём звуковой анализ этого слова.
— Из чего состоит слово «Дерево?» ( из слогов) — Сколько слогов в слове «Дерево?» — Из чего состоят слоги? — Какие бывают звуки? — Как произносятся гласные звуки? — Как произносятся согласные звуки? — Какими бывают согласные звуки? — Какими бывают гласные звуки? — Какими фишками отмечают твёрдые согласные звуки? _ Какими фишками отмечают мягкие согласные звуки? — Какими фишками отмечают гласные звуки? |
Установка (концентрация внимания детей на выполнение пятого задания). Развивать память, мышление, речь.
Обратить внимание на осанку детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными развёрнутыми предложениями. |
Дыхательная гимнастика | «Глубокий вдох –Медленный выдох;
Глубокий вдох – Отрывистый выдох; Глубокий вдох – Быстрый выдох». |
Развитие дыхательных функций. |
Звуковой анализ слова «Дерево» | Ну, а теперь мы с вами произведём звуковой анализ слова «Дерево»(звуковой анализ слова)
— Молодцы, ребята, все справились хорошо! |
Добиваться чёткого произношения звуков.Развивать мелкую моторику рук и пальцев. |
Физкультминутка | «Голова, чтоб не болелаЕю вращаем вправо, влево.
(вращение головой) А теперь руками крутим И для них разминка будет (махи прямыми руками вперёд). Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо, влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаём руками пол. Потянули плечи, спинки, А теперь – Конец разминки!» |
Развитие двигательной активности детей. |
Шестой конверт с заданием
|
А в этом конверте ребята, какое – то непонятное задание. Ах, вот это что?Здесь надо закончить три рисунка школьных принадлежностей, то есть, тех предметов, которые нужны для школы. | Развитие творчества, фантазии, сообразительности и смекалки.
|
Работа в тетрадях «Закончи рисунок» | (Выполнение работы в тетрадях) | Продолжать учить детей правильно держать карандаш в руке. |
Итог занятия | А, давайте ребята наши рисунки подарим нашим дорогим учителям.
Ребята, понравилось вам выполнять задания? А как вы думаете, справились мы с ними? Молодцы, ребята, вы у меня такие хорошие! |
Развивать желание дарить подарки, делать приятное другим. |