Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления. Связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жестокости, трусости, лености и т, д.
Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игра, труд, занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада создаёт основу для нравственного воспитания и формирования гуманных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствуют планомерному и систематическому накоплению дошкольниками ценного морального опыта. В игре с первых дней пребывания в детском саду перед дошкольниками выдвигаются требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.
В труде – выполнение совместных поручений, оценка результатов работы, подчёркивая пользу труда для всех.
На занятиях – идёт постепенное усваивание правил поведения в учебной деятельности. Содержание занятий ( чтение рассказов, сказок о дружбе, о проявлении взаимопомощи; рассматривание картин о дружных играх и т.д.) обогащает нравственные представления детей.
В воспитании детей большое место занимают правила и запреты, основанные на подчинении авторитету педагога. И это в большой степени оправдано, ибо ребенок, в особенности младшего дошкольного возраста, еще нуждается в руководстве взрослого, так, как не может сам ориентироваться в возникающих ситуациях, оценивать их смысл и находить правильный выход.
Но дети растут, им становятся доступными некоторые способы регуляции своих поступков. И здесь выдвигается задача воспитателя осознанного ориентира на правила и нормы морали, регулирующие проявления отношения к окружающим. Однако числа правил и запретов в практике руководства детским поведением не уменьшается. Ребенок еще долго остается объектом воздействий педагога, использующего правила и запреты.
Кроме того, преобладание правил и запретов не способствует формированию самостоятельности. Они лишь исключают нежелание действия, но не дают ответа, а как, же надо было поступить.
Осознание ребенком своих умений и знаний – «Я умею!», «Я знаю!», «Я могу!», — становится мотивом самоуправления своим поведением, побуждает к активности, заполняет день полезной деятельностью.
Как же формировать у дошкольника потребность в самостоятельном выборе поступков, принятий решений, осознавая при этом нравственно-ценное содержание, т.е. оценивая их соответствие нормам морали?
Известно, что воспитанность личности в наибольшей мере характеризуют поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы и осознание ее справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и ее участникам и волевое усилие, реализующее намерения личности. Отсюда следует вывод о необходимости вооружать детей знаниями о нормах морали такими методами, которые бы позволили убедить их в справедливости и значимости, одновременно воздействуя на чувства, вызывая отношение не только к ситуациям, возникающим в повседневной жизни, но и к участникам этих ситуаций; воспитывать значимые для них морально-ценные мотивы, побуждающие к проявлению волевых усилий.
Активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература. Содержащиеся в них ситуации, заключающие в себе нравственный смысл, становятся предметом обсуждения с детьми в этических беседах. При этом очень важно не ограничиваться осуждением ребенка-героя рассказа, поступившего вразрез с моральной нормой, а показать отрицательные последствия таких поступков, о которых не подумал этот ребенок. Например, мальчик из рассказа Н.Носова «На горке» засыпает горку песком, чтобы никто не упал. А увидев последствия своих действий (нельзя кататься с горки), сам поправляет их: делает ступеньки.
Показателен пример беседы с детьми, приведенный в исследовании С.А.Дудниковой, по рассказу «Карасик». Она опирается на положение А.В.Запорожца о том, что ребенок старшего дошкольного возраста может предвосхитить последствия предполагаемого поступка (и это надо формировать), и рассматривает ситуацию: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил свою вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание), либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). На мой взгляд, здесь можно несколько расширить содержание беседы. Ведь на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т.е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме), и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.
Такие беседы позволяют формировать у детей «своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально, как привлекательные или отталкивающие, добрые или злые, красивые или безобразные. (А.В.Запорожец).
Безусловно, такой подход к оценке детьми поступков надо реализовать и в ситуациях, возникающих в повседневной жизни детского сада.
Знания могут оставаться формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Поэтому необходимо рассматривать деятельность ребенка или группы детей с точки зрения возникающих в них ситуаций, которые могут быть использованы для сообщения моральных норм как средств регуляции поведения.
Хотелось бы остановиться на таких ситуациях.
Ситуация неуспеха в деятельности.Она возникает по разным причинам: недостаточное владение соответствующим навыкам, невнимание к разъяснениям педагога, поспешность, отвлечение, помешавшее запомнить указания, и др. Если такие ситуации возникают часто, они снижают способность к преодолению трудностей, самооценку ребенка, вызывают отказ от деятельности. Не формируется настойчивость, уверенность в себе, самостоятельность.
Зачастую в таких ситуациях ребенок получает либо неопределенную (ну, в следующий раз постараешься!), либо отрицательную оценку не только неудачному результату, но и личности: «Какой ты невнимательный!», «Ну разве можно тебе доверить какое-либо дело!», «Как всегда, ты опять не справился с заданием!» и т.д.
А если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, в какой-то мере предвосхитить дальнейшие действия неудачника?
К примеру, заметив в деятельности ребенка остановку, связанную с обнаружением ошибки, недостатка и пр., педагог обращается к нему: «Молодец! Остановился, заметив ошибку! Очень важно уметь вовремя увидеть свои ошибки и подумать: «Почему я ошибся?»», и помогает найти причины и способы ее исправления.
Следовательно, ситуация неуспеха может быть оценена как первый шаг к успеху! А если это так, то и методы влияния на ребенка будут другими: не замечания и укоры, а поддержка, сопряженная с положительной оценкой. Тогда дети перестанут бояться ошибок!
Ситуация морального выбора представляет собою возникновение противоречия между действием по правилу (в соответствие с нормой морали) и испытываемой ребенком потребности удовлетворить свое желание, соответствующему норме морали, но лишающему возможности действовать в соответствии с первым правилом.
Например: в группе 3-4 летних детей в зимний период стала разъясняться красота поступков, отражающих помощь сверстникам (надо всегда помогать друг другу!), и дети следовали этому правилу – развязывали шарф сверстникам после прогулки, подавали домашнюю обувь тому, кто забыл ее взять, когда снимал сапожки, и т.д. Кто разделся, тому разрешалось идти в групповую комнату. Но вот в группу подарили огромного петуха. Он был на колесах, а на спинке – нечто вроде седла. И конечно, всем хотелось покататься на нем.
Максим разделся очень быстро. Он может бежать в группу. Но сверстник нуждается в помощи. Как быть? Поступить по правилу, получить одобрение педагога, но тогда следует отказаться от своего желания! А может быть, отнять петуха?
Подобные ситуации возникают довольно часто, но не менее часто педагог видит уже «развязку» ситуации, как спор, ссору между детьми, и прибегает к запрету. Следовательно, для использования ситуаций морального выбора, как средства воспитания, необходимо видеть ее назревание и уметь во время подсказать, или поддержать желаемое действие.
Ситуацию морального выбора успешно использует Сарайя Гедес, формируя у детей представления об относительной значимости нор морали. Она проводит с детьми беседы на основе своих рассказов, содержащих ситуации, решение которых требовало выбора одного из двух правил. При чем действие по одному правилу не позволяло удовлетворить второе. Например: как надо поступить, чтобы не нарушить запрет мамы – не входить в воду или спасти котенка, тем самым нарушив этот запрет? Или – помочь старушке собрать рассыпавшиеся яблоки или выполнить требование учителя не опаздывать на уроки.
Конфликтная ситуация. Еще сложнее для решения детьми являются ситуации, возникающие в совместной деятельности и требующие согласования участников. Рассогласование мнений, интересов, желаний партнеров ведет к возникновению так называемой конфликтной ситуации.
Сегодня изменился взгляд на конфликтную ситуацию – от полного отрицания ее воспитывающего потенциала до использования в качестве средства анализа структуры совместной деятельности и воспитания взаимоотношений.
В заключение я бы подчеркнула следующее: необходимым и очень существенным условием решения обсуждаемых вопросов является достижение педагогом в глазах детей положения значимого взрослого, которому они доверяют, любят, охотно принимают замечания, советы и дорожат его вниманием и критической оценкой.